Высокое место в топе поисковых баз Google и Яндекс и посетители, довольные скоростью сайта — это результат корректно настроенной пагинации. Причем особую ценность такая оптимизация имеет для интернет-площадок с большим количеством страниц и сложной структурой вложений — интернет-магазинов и каталогов.
Что такое пагинация
Говоря сухим языком, пагинация — это упорядоченное по страницам расположение представленных на сайте данных. Наглядный пример: древний пергаментный свиток, который нужно долго разворачивать, а затем изучать сверху до низу, чтобы найти нужную информацию и книжный том энциклопедии, где разделы унифицированы и расположены в логической последовательности.
Смысл пагинации, распределить массив данных по отдельным страницам, ускоряя загрузку и облегчая навигацию по текстовому и графическому контенту. Что это дает в итоге?
- Во-первых, повышает комфорт, а с с ним и лояльность целевой аудитории. Собранные на одной странице сотни товаров или новостных сообщений вынуждают посетителей уныло листать бесконечную ленту в поисках нужного. Пагинация организует данные в понятную клиентам систему, которая помогает ориентироваться в поисках.
- Во-вторых, ускоряет работу веб-ресурса. Огромную простыню текста или тысячи изображений теоретически можно поместить на одну страницу, но на практике, такое решение приведет к неоправданно растянутой по времени загрузке данных, что вряд-ли понравится пользователям.
- В-третьих, разработка сайтов с заранее продуманной системой информационных категории и навигацией по ней, проходит проще и быстрее, чем при беспорядочном, «творческом» подходе.
Пагинация — это норма для новостных и коммерческих порталов и необходимость ее внедрения и регулярной оптимизации очевидна.
Какие бывают виды пагинации
Существует несколько способов структурировать информацию на сайте. Наиболее применяемые:
-
Нумерация страниц — информация упорядочена и разнесена по отдельным тематическим блокам. Навигация и переход осуществляется при помощи пагинатора — блока с кнопками в виде цифровых обозначений искомой страницы.
-
Дозагрузка — контент подгружается на ту же страницу после воздействия (клика) на интерактивный элемент, например, кнопку «Ещё» или «Дальше». Метод достаточно спорный, так как ведет к утяжелению страницы и в результате к замедлению работы браузера.
- Карусель — вариант описанного выше подхода, используемый, как правило, в мобильных версиях сайтов. Данные добавляются на экран по мере прокручивания ленты. Минус: объем загруженных на страницу товарных позиций растет, утяжеляя поиск и запутывая клиента.
Очевидным кажется выбор первого варианта, с постраничной разбивкой. Однако с учетом активного роста социальных сетей и неуклонной динамики перехода к мобильным платформам для серфинга и покупок, скроллинг выглядит более предпочтительным.
Пагинация и SEO
Пронумерованные страницы — это не только удобство посетителей, но и важный инструмент для seo продвижения. Оптимизируя логику расположения данных, пагинация облегчает работу поисковых систем. На что обращать внимание:
Индексация
Краулеры Google и Яндекс негативно относятся к хаосу в контенте, заголовках и мета-тегах, опуская такие площадки вниз по выдаче, продвигая выше те, чья структура корректна и понятна. Индексация запутанных страниц ведет к пессимизации позиций сайта, поэтому чтобы понравится поисковым роботам, необходимо расставить приоритеты и упорядочить индексируемые элементы.
Дубли
Для онлайн-магазинов характерна общая структура и оформление множества страниц с товаром. К тому же, позиции, находящиеся в разных категориях, нередко повторяют одни характеристики аналогов и различаются другими. С учетом гибкости фильтров, которые посетители используют для выбора, это может привести к появлению большого количества одинакового контента, а в итоге к потере сайтом репутации.
Бесполезный контент
Пагинация помогает выявить страницы (разделы) с недостаточным количеством контента, которые поисковый алгоритм отмечает как малозначительные, нерелевантные запросам. Систематизируя данные и по необходимости объединяя их, вебмастер помогает сайту оставаться полезным, а значит востребованным.
Оптимизация пагинации
Прежде, чем переходить от теории к технической части заметим, что пагинацию можно вообще не делать. Да, сайт будет медленным и вряд ли станет в топ выдачи, но работать будет. Если вы ленивы или по личным причинам не беспокоитесь об эффективности площадки, оставьте все как есть, большой беды не случится.
Тег rel=«canonical»
Ввиду того, что алгоритм, по которому поисковые боты ранжируют сайт учитывает пагинацию каждой страницы, нужно определиться с приоритетом индексации: направить внимание обходчиков на каждый элемент структуры или сосредоточить его на ключевых зонах.
Эксперты рекомендуют второй вариант. Во-первых, это проще, во-вторых, краулер станет чаще проверять целевую часть сайта, что позитивно скажется и на ней, и на ранжировании площадки в целом.
Настройка происходит с участием HTML-атрибута rel=«canonical». Он сигнализирует поисковым системам, что страницы пагинации закреплены за одним адресом, который и следует индексировать.
Схема настройки URL-адреса (постраничная пагинация)
Собираем страницу-шаблон для выбранной категории. Пусть это будут «Кроссовки Nike»: https://site.net/krossovki/nike/?&show-all. Удаляем номер с первой страницы. Диапазон с первой по третью будет иметь следующий вид:
- https://site.net/krossovki/nike/
- https://site.net/krossovki/nike/page-2
- https://site.net/krossovki/nike/page-3
Удаляем ссылку на https://site.net/krossovki/nike/page-1 со всех страниц. Вычищаем все дубли со страниц с пагинацией и вставляем ссылку в блок head. Настраиваем Title (с указанием страницы), Description, Keywords.
Тег rel=«canonical» с кнопкой show-all
- Повторяем первое действие из списка выше и создаем страницу-шаблон для всей категории: https://site.net/krossovki/nike/?&show-all.
- Добавляем в раздел кнопку, активирующую показ дополнительных товарных позиций, например, «Хочу еще».
- В разметку хедера каноничной страницы прописываем rel=«canonical».
- Добавляем на страницы с пагинацией rel=«canonical» href=«https://site.net/krossovki/nike/?&show-all».
Необходимо учитывать, что попытки оптимизировать страницы пагинации с включением каноничного адреса связаны с рядом негативных моментов:
- Уже упомянутые сложности с производительностью. E-commerce-платформа с каталогами в тысячи и даже сотни позиций просто остановиться, пытаясь показать весь продуктовый ряд на одной странице. Клиенты разбегутся, а сайт получит «черную метку» от поисковых роботов.
- Подавляющее большинство интернет-магазинов используют фильтры товаров и UX-инструменты сортировки результатов. Это требует создание дополнительных динамических страниц с последующей атрибуцией, что значительно увеличивает фронт работ.
- Метод бесполезен с большими CMS-движками вроде Битрикс, так как объем данных здесь в разы превосходит допустимый для описываемого способа пагинации.
Особенности оптимизации пагинации под Google и Яндекс
В целом пагинация под оба поисковика довольно похожа, однако не без особенностей. Для Google все указанные выше настройки должны полностью удовлетворить систему. Никаких костылей и дополнительных действий не нужно. Отечественный поисковик Яндекс задействует тот же принцип, но в отдельных ситуациях может начать игнорировать канонические адреса. Вот они:
- если страница недоступна (любой из кодов состояния HTTP);
- если прописан неверный канонический адрес, например, указан домен, отличающийся от страниц пагинации;
- если в перечне канонических адресов находится больше одной ссылки.
Совет от представителей Яндекс: чтобы избежать дублей в контенте прописывайте метатеги noindex.
В качестве послесловия
В качестве заключения, предлагаем компиляцию рекомендаций от разных вебмастеров:
- используйте верные семантические конструкции для упорядочивания страниц;
- следите за правильностью расположения и оформления категорий в каталогах;
- внедряйте при любой возможности человекопонятные ссылки вместо идентификаторов;
- чаще тестируйте сайт на соответствие требованиям поисковиков.
Потрудитесь создать четкую иерархию страниц, подчистите дубликаты и настройте канонические адреса. Этого вполне достаточно, чтобы краулеры Google и Яндекс отнеслись к вашему сайту с теплом.