Как оптимизировать страницы пагинации

Как оптимизировать страницы пагинации

Высокое место в топе поисковых баз Google и Яндекс и посетители, довольные скоростью сайта — это результат корректно настроенной пагинации. Причем особую ценность такая оптимизация имеет для интернет-площадок с большим количеством страниц и сложной структурой вложений — интернет-магазинов и каталогов.

Что такое пагинация

Говоря сухим языком, пагинация — это упорядоченное по страницам расположение представленных на сайте данных. Наглядный пример: древний пергаментный свиток, который нужно долго разворачивать, а затем изучать сверху до низу, чтобы найти нужную информацию и книжный том энциклопедии, где разделы унифицированы и расположены в логической последовательности.

Смысл пагинации, распределить массив данных по отдельным страницам, ускоряя загрузку и облегчая навигацию по текстовому и графическому контенту. Что это дает в итоге?

  • Во-первых, повышает комфорт, а с с ним и лояльность целевой аудитории. Собранные на одной странице сотни товаров или новостных сообщений вынуждают посетителей уныло листать бесконечную ленту в поисках нужного. Пагинация организует данные в понятную клиентам систему, которая помогает ориентироваться в поисках.
  • Во-вторых, ускоряет работу веб-ресурса. Огромную простыню текста или тысячи изображений теоретически можно поместить на одну страницу, но на практике, такое решение приведет к неоправданно растянутой по времени загрузке данных, что вряд-ли понравится пользователям.
  • В-третьих, разработка сайтов с заранее продуманной системой информационных категории и навигацией по ней, проходит проще и быстрее, чем при беспорядочном, «творческом» подходе.

Пагинация — это норма для новостных и коммерческих порталов и необходимость ее внедрения и регулярной оптимизации очевидна.

Какие бывают виды пагинации

Существует несколько способов структурировать информацию на сайте. Наиболее применяемые:

  • Нумерация страниц — информация упорядочена и разнесена по отдельным тематическим блокам. Навигация и переход осуществляется при помощи пагинатора — блока с кнопками в виде цифровых обозначений искомой страницы.

  • Дозагрузка — контент подгружается на ту же страницу после воздействия (клика) на интерактивный элемент, например, кнопку «Ещё» или «Дальше». Метод достаточно спорный, так как ведет к утяжелению страницы и в результате к замедлению работы браузера.

  • Карусель — вариант описанного выше подхода, используемый, как правило, в мобильных версиях сайтов. Данные добавляются на экран по мере прокручивания ленты. Минус: объем загруженных на страницу товарных позиций растет, утяжеляя поиск и запутывая клиента.

Очевидным кажется выбор первого варианта, с постраничной разбивкой. Однако с учетом активного роста социальных сетей и неуклонной динамики перехода к мобильным платформам для серфинга и покупок, скроллинг выглядит более предпочтительным.

Пагинация и SEO

Пронумерованные страницы — это не только удобство посетителей, но и важный инструмент для seo продвижения. Оптимизируя логику расположения данных, пагинация облегчает работу поисковых систем. На что обращать внимание:

Индексация

Краулеры Google и Яндекс негативно относятся к хаосу в контенте, заголовках и мета-тегах, опуская такие площадки вниз по выдаче, продвигая выше те, чья структура корректна и понятна. Индексация запутанных страниц ведет к пессимизации позиций сайта, поэтому чтобы понравится поисковым роботам, необходимо расставить приоритеты и упорядочить индексируемые элементы.

Дубли

Для онлайн-магазинов характерна общая структура и оформление множества страниц с товаром. К тому же, позиции, находящиеся в разных категориях, нередко повторяют одни характеристики аналогов и различаются другими. С учетом гибкости фильтров, которые посетители используют для выбора, это может привести к появлению большого количества одинакового контента, а в итоге к потере сайтом репутации.

Бесполезный контент

Пагинация помогает выявить страницы (разделы) с недостаточным количеством контента, которые поисковый алгоритм отмечает как малозначительные, нерелевантные запросам. Систематизируя данные и по необходимости объединяя их, вебмастер помогает сайту оставаться полезным, а значит востребованным.

Оптимизация пагинации

Прежде, чем переходить от теории к технической части заметим, что пагинацию можно вообще не делать. Да, сайт будет медленным и вряд ли станет в топ выдачи, но работать будет. Если вы ленивы или по личным причинам не беспокоитесь об эффективности площадки, оставьте все как есть, большой беды не случится.

Тег rel=«canonical»

Ввиду того, что алгоритм, по которому поисковые боты ранжируют сайт учитывает пагинацию каждой страницы, нужно определиться с приоритетом индексации: направить внимание обходчиков на каждый элемент структуры или сосредоточить его на ключевых зонах.

Эксперты рекомендуют второй вариант. Во-первых, это проще, во-вторых, краулер станет чаще проверять целевую часть сайта, что позитивно скажется и на ней, и на ранжировании площадки в целом.

Настройка происходит с участием HTML-атрибута rel=«canonical». Он сигнализирует поисковым системам, что страницы пагинации закреплены за одним адресом, который и следует индексировать.

Схема настройки URL-адреса (постраничная пагинация)

Собираем страницу-шаблон для выбранной категории. Пусть это будут «Кроссовки Nike»: https://site.net/krossovki/nike/?&show-all. Удаляем номер с первой страницы. Диапазон с первой по третью будет иметь следующий вид:

  • https://site.net/krossovki/nike/
  • https://site.net/krossovki/nike/page-2
  • https://site.net/krossovki/nike/page-3

Удаляем ссылку на https://site.net/krossovki/nike/page-1 со всех страниц. Вычищаем все дубли со страниц с пагинацией и вставляем ссылку в блок head. Настраиваем Title (с указанием страницы), Description, Keywords.

Тег rel=«canonical» с кнопкой show-all

  • Повторяем первое действие из списка выше и создаем страницу-шаблон для всей категории: https://site.net/krossovki/nike/?&show-all.
  • Добавляем в раздел кнопку, активирующую показ дополнительных товарных позиций, например, «Хочу еще».
  • В разметку хедера каноничной страницы прописываем rel=«canonical».
  • Добавляем на страницы с пагинацией rel=«canonical» href=«https://site.net/krossovki/nike/?&show-all».

Необходимо учитывать, что попытки оптимизировать страницы пагинации с включением каноничного адреса связаны с рядом негативных моментов:

  • Уже упомянутые сложности с производительностью. E-commerce-платформа с каталогами в тысячи и даже сотни позиций просто остановиться, пытаясь показать весь продуктовый ряд на одной странице. Клиенты разбегутся, а сайт получит «черную метку» от поисковых роботов.
  • Подавляющее большинство интернет-магазинов используют фильтры товаров и UX-инструменты сортировки результатов. Это требует создание дополнительных динамических страниц с последующей атрибуцией, что значительно увеличивает фронт работ.
  • Метод бесполезен с большими CMS-движками вроде Битрикс, так как объем данных здесь в разы превосходит допустимый для описываемого способа пагинации.

Особенности оптимизации пагинации под Google и Яндекс

В целом пагинация под оба поисковика довольно похожа, однако не без особенностей. Для Google все указанные выше настройки должны полностью удовлетворить систему. Никаких костылей и дополнительных действий не нужно. Отечественный поисковик Яндекс задействует тот же принцип, но в отдельных ситуациях может начать игнорировать канонические адреса. Вот они:

  • если страница недоступна (любой из кодов состояния HTTP);
  • если прописан неверный канонический адрес, например, указан домен, отличающийся от страниц пагинации;
  • если в перечне канонических адресов находится больше одной ссылки.

Совет от представителей Яндекс: чтобы избежать дублей в контенте прописывайте метатеги noindex.

В качестве послесловия

В качестве заключения, предлагаем компиляцию рекомендаций от разных вебмастеров:

  • используйте верные семантические конструкции для упорядочивания страниц;
  • следите за правильностью расположения и оформления категорий в каталогах;
  • внедряйте при любой возможности человекопонятные ссылки вместо идентификаторов;
  • чаще тестируйте сайт на соответствие требованиям поисковиков.

Потрудитесь создать четкую иерархию страниц, подчистите дубликаты и настройте канонические адреса. Этого вполне достаточно, чтобы краулеры Google и Яндекс отнеслись к вашему сайту с теплом.

WebSfera

Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Мы перезвоним
в течение 5 минут

Мы перезвоним
в течение 5 минут

Чтобы задать вопрос -
заполните все необходимые поля