Большинство разработчиков сайтов, а также те люди, для которых они создавались, задаются вопросом: насколько такое внедрение удобно пользователям? Проведение тестирования юзабилити сайта – это та самая методика, которая позволяет ответить на данный вопрос.
Для проведения такого тестирования отбираются специальные люди, который входят в целевую аудиторию сайта. После того, как они выполнят несколько специальных заданий, связанных, в основном, с интерфейсом сайта, юзабилити-специалист составляет отчет, по которому можно сделать выводы о наличии или отсутствии ошибок и недочетов сайта. Такое тестирование предназначено, прежде всего, для того, чтобы понять: в чем проблема, которая мешает сайту быть более эффективным для пользователей, следовательно, какие причины нужно устранить, чтобы повысить его посещаемость и получаемый доход.
Анализ юзабилити сайта поможет выявить следующие проблемы
- Причина низкой конверсии страницы интернет-магазина;
- Почему в службе поддержки появляются в заявках те вопросы, ответы на которые уже даны на сайте;
- В таких маркетах как App Store и Google Play большее количество отзывов – негативное;
- Причина появления жалоб на СЭД, почему с ней сложно работать, какие трудности возникают у сотрудников.
Многим кажется, что тестирование юзабилити сайта – это одно и то же или, как минимум, очень родственные понятия с таким термином как фокус-группа. Однако, это не так. Смысл создание фокус-группы заключается в обсуждении какой-либо темы несколькими людьми одновременно. Такой метод не подходит для оценки удобства и эффективности сайта, так как при обсуждении редко затрагиваются подобные проблемы.
Тестирование юзабилити сайта предполагает участие респондентов по очереди – групповой метод никогда не применяется. Для каждого тестируемого человека определенно индивидуальное задание по интерфейсу сайта, которое необходимо выполнить и оставить свой отзыв, указав плюсы и минусы, что конкретно понравилось в использовании, а что вызвало затруднения. В это время за человеком ведет наблюдение специальный эксперт, который может сделать выводы, что конкретно необходимо улучшить. В результатах тестирования сайта указываются выявленные юзабилити-проблемы, а также разработаны рекомендации по их устранению.
В практике существует несколько видов аудита юзабилити
- Модерируемый вариант – тот, когда за всеми действиями тестируемого ведет наблюдение модератор, который может задать дополнительные вопросы;
- Немодерируемый – тот случай, когда тестирование происходит под контролем автоматизированной платформы. Она собирает необходимые данные и после этого передает их на обработку специалистам по работе с сайтом.
Также виды классифицируется по местоположению тестируемого человека
- Очное – тестируемый и модератор находятся в одной комнате для более тесного и личного общения и зрительного контакта;
- Удаленный вариант подразумевает выполнение тестовых заданий со своего личного компьютера, который может находиться за сотни километров от модератора. Для общения в этом случае используется видеосвязь или чаты.
По целям тестирования юзабилити сайта:
- Смысл проверочной цели тестирования в том, чтобы провести аналитику на наличие или отсутствие проблем, а также оценить эффективность имеющихся показателей сайта;
- Сравнительное тестирование проводиться для сравнения различных версий сайта, как правило, только что вошедшей в эксплуатацию и предыдущей. Требуется сбор статистических данных, для выявления которых необходимо большое количество участников тестирования.
Для более эффективного наблюдения за процессом, а также для точно составленных результатов многие используют именно очный модерируемый способ тестирования. Это позволяет точно собрать всю необходимую информацию и сразу задать уточняющие вопросы респонденту.
В случае с необходимостью сравнить две версии сайта больше подойдет удаленный немодерируемый способ, так как он подразумевает более быстрый и больший сбор информации за короткое время. Как правило, респондентам задаются вопросы, в ответах на которые они сначала указывают впечатления от предыдущей версии, а затем от новой.
Для проведения очного тестирования юзабилити сайта, в первую очередь, необходимо написать сценарий. Совместно с этим происходит поиск людей, которые входят в целевую аудиторию сайта. Обычно отбирается около 8-12 человек. Если тестирование сайта заказано компанией, можно разослать соответствующие приглашения среди клиентов.
После того, сценарий готов, а тестируемые люди отобраны, начинается процесс. Респонденту необходимо явиться в лабораторию. Далее он получает подробную информацию и инструкцию по прохождению тестирования и приступает к выполнению, за процессом наблюдает специалист.
Также при тестировании записывается видео процесса тестирования сайта – это позволяет провести более точный анализ и проиграть некоторые моменты неограниченное количество раз, так как в некоторых случаях маленькие, но значительные детали, можно не заметить с первого раза.
После проведения процедуры составляется отчет, который отправляется заказчику. В нем указаны основные моменты, на которое нужно обратить внимание, недочеты эффективности сайта, а также рекомендации. Все пункты отчета обговариваются заранее.
Многих волнует вопрос, что можно получить в итоге тестирования, после того, как у вас в руках окажется отчет?
Во-первых, в нем будет вся необходимая информация об особенностях проведенного тестирования, а также информация о его целях и задачах, респондентах и методиках, которые были использованы.
Во-вторых, при наличии метрик, они будут отражены в отчете.
В-третьих, вам представят подробные изображения, которые покажут все проблемы наглядно.
В-четвертых, вы получите подробные рекомендации по устранению всех выявленных проблем, которые будут составлены специалистами.
Конечно, это не полный список того, что может входит в отчет по тестированию. Его структура может дополняться или сокращаться в зависимости от запросов заказчика или компании.