Анализ конкурентов — это комплекс мероприятий, направленный на выявление признаков ранжирования, которые позволили определённым сайтам занять соответствующие позиции и стабильно удерживать их в поисковой выдаче. Если какой-то из них занял место в SERP-е, то для этого есть соответствующие причины. Поняв их природу, мы сможем выработать собственную обоснованную стратегию продвижения, что существенно увеличит вероятность появления ссылки на сайт рядом с выбранным конкурентом или даже на его месте. Впрочем, если будут совершены какие-то грубые ошибки, изобличающие наше намерение искусственно повлиять на алгоритмы поисковых систем, то оказаться продвигаемый нами сайт может далеко за зоной видимости. Как и другие аналитические исследования, изучение конкурентов может дать лишь ориентиры. Пытаться повторять всё то, что сделано кем-то далеко не всегда полезно.
Основы поисковой аналитики
Практика работы оптимизаторов должна основываться на постоянном мониторинге самой выдачи, а не сводиться к изучению нескольких сайтов. Попадание какого-то на определённое её место вовсе не означает, что данный домен — это на самом деле наш конкурент. Не нужно забывать про:
- геолокацию, привязку ресурсов и пользователей к определённому месту нахождения;
- стремление Яндекса к ротации информационных и коммерческих запросов;
- возраст сайта и его трастовость, или уровень доверия поисковой системы к определённому ресурсу.
К примеру, на первом месте может быть конкурент, в котором запрос довольно часто входит в тест страницы. Ему это прощается, потому что возраст домена более 10 лет, а поведение пользователей подтверждает их интерес к проекту. Эти факторы перешивают и довольно спамный текст не вызывает наложение каких-то фильтров. Если же мы попробуем написать или заказать текст с такой же плотностью ключевых слов для нового сайта, да ещё и поставим на страницу ссылки с анкорами, выдающими факт искусственного продвижения, то получим обратным нашим ожиданиям результат.
Поэтому сбор сведений о сайтах-конкурентах нужно превращать в план действий, который не предусматривает повторение всего по формуле «один в один».
Экономические причины исследования конкурентов
из причин анализа конкурентов в коммерческом поисковом продвижении является определение бюджета вывода страниц на определённые позиции. В этом прослеживаются традиции старого SEO, которое было актуально до введения поисковыми системами жёстких методов борьбы с оптимизацией. Однако некоторые общие принципы остаются актуальными и сегодня, но с рядом существенных оговорок.
Для понимания сущности анализа данного типа рассмотрим основные его элементы.
Параметры текстового контента
Анализ контента страницы, который представляет собой определение следующих параметров:
- наиболее часто встречающихся слов, кроме ключевых;
- процент вхождения в текст ключевых слов и слов, из которых они состоят, если их несколько;
- морфологические срезы вхождений;
- характер распределения слов в тексте, их попадание в разные его участки и элементы текстовой разметки;
- внутренних ссылок и их анкоров;
- входящих ссылок и их анкоров.
Какие сайты ссылаются на анализируемую страницу
Входящие ссылки можно найти с помощью linkpad.ru, который стал продолжением сервиса solomono.ru, и majestic.com.
Первый ориентирован более на рунет, а второй позиционирует себя в качестве международной системы. Оба сервиса имеют платный и бесплатный уровни своего использования. Профессиональные отчёты, которые можно получить только за деньги, содержат массу данных о донорах и даже те ссылки, которые в настоящий момент вебмастера уже сняли.
Аудит сайтов конкурентов, который не заказывали их владельцы
Третьей неотъемлемой частью анализа конкурентов является выявление особенностей сайтов как таковых. Рассматриваются «движок», различные технические особенности, скорость ответа сервера, наличие и отсутствие программных ошибок и многое другое. В сущности — это самый настоящий аудит сайта, только проводимый не по заказу владельца, а для понимания того, почему его так любит Яндекс.
Сущность анализа конкурентов
В конечном итоге анализ должен дать максимально чёткие и ясные ответы на следующие вопросы.
- 1. Сколько должен стоить вывод сайта в ТОП, на туже позицию поисковой выдачи или в тот же диапазон?
- 2. Что для этого нужно сделать?
- 3. В какой срок это произойдёт?
Получить точные ответы на них было невозможно и в период 2005-10 годов. Однако, если чего-то нельзя сделать полностью, то это не говорит о том, что не нужно делать вовсе.
Собрать отчёты из 2-3 аналитических сервисов можно всего за 10 минут. Но сама по себе эта информация бесполезна. Какая разница, сколько ссылок ведёт на сайт, если они появлялись в течение 15 лет, а сам он представляет собой один из ведущих в своей области электронных магазинов или электронных журналов? Мы такое повторить всё равно не сможем. Поэтому одним из правил грамотного анализа конкурентов является подбор тех, которые в принципе соответствуют нашей ситуации. Не следует соревноваться с магазинами торговых сетей федерального уровня или ведущих СМИ. Особенно, если у нас нет нескольких миллионов рублей, которые можно вложить в развитие своих ресурсов. Но и в таком случае — делать это пришлось бы аккуратно и последовательно, не пытаясь форсировать процесс, разбивая большую задачу на маленькие и отводя для каждой свой период.
Практическая польза таких изысканий в том, что они дают весомые подсказки о том, какую стратегию избрать для продвижения своего сайта, а от чего лучше отказаться. Мы можем получить ответы не только на основные, но и вспомогательные вопросы.
- По каким другим ключевым словам продвигаются конкуренты?
- Какие методики продвижения используют?
- Сколько это даёт посещений?
Ответ на последний волнует всех вебмастеров и заказчиков коммерческой поисковой оптимизации. А для его получения используются самые разные приёмы. Практически все сайты закрывают статистические данные счётчиков. Чтобы понять количество визитов нужно применять методы аналитики, свойственные для контекстной рекламы, с учётом разницы переходов по её ссылкам, что находятся рядом с поисковой выдачей, и естественным ссылкам страницы результатов поиска. Не менее важна такая информация и для тех, кто делает сайты под рекламу, поскольку она позволяет прогнозировать будущую отдачу.
Особенности анализа конкурентов и его результаты
Анализ не следует путать с попытками прямого заимствования или стремлением к одномерному подражательству. Примером последнего может служить так называемый LSI-копирайтинг, который на практике иногда сводится к появлению технических заданий на статьи, требующие включить в них от 50 до 300 слов, которые оказались наиболее часто встречающимися на страницах сайтов конкурентов. Задают ли все они тематику или нет — вопрос спорный. Бесспорно лишь, что невозможно написать умную статью постоянно вставляя в неё ненужные слова. Ни один уважающий себя автор, — журналист, публицист, писатель или копирайтер, просто не станут этого делать. Те же, кто станет, — произведут контент, способный лишь отпугнуть посетителей сайта. Невозможно думать о решении какой-то проблемы, но в рамках заданного набора слов. Текст будет пустым и лишённым смысла. Резкие возвраты хорошо видны поисковым системам, поскольку к ним же люди и убегают, чтобы продолжить поиск. В результате, пытаясь создать невозможное, любители слишком простых решений приносят ущерб сами себе, поскольку большое число преждевременных уходов понижают уровень трастовости всего продвигаемого проекта.
Итогом классического аудита сайтов конкурентов должен стать документ, подробно раскрывающий все особенности тех, кто занял нужные нам позиции и нашего будущего продвижения. Полезно выбирать несколько ресурсов для детального рассмотрения с самых разных сторон, в том числе и технических. Большое внимание следует уделяется их юзабилити, маркетинговым и другим особенностям. Изначально перед экспертами ставится задача дать ответы на вполне конкретные вопросы, которые могут иметь отношение только к SEO. Но изучение конкурентов будет не полным, если мы не попытаемся исследовать достойные того сайты более детально. ТОП-вые конкуренты трастовые по определению. Нам нужно стремиться понять природу возникновения к ним доверия поисковых машин, чтобы заимствовать лучшие идеи и особенности. Роль этой исследовательской работы в том и состоит, чтобы не просто собрать отчёты из платных и бесплатных сервисов, а выработать на их основе эффективную стратегию развития и продвижения собственного сайта.