При создании сайта, блога или информационного сервиса многие хотят, чтобы пользователи проводили на нем больше времени. Потому что это доказывает, что материалы, которые размещаются на сайте, интересны и полезны. Иногда, просматривая статистику Google Analytics, видно, что пользователи покидают сайт практически сразу после входа на него. О чем это говорит?
Как проверить среднюю продолжительность сеанса и процент отказов?
В статистике, предлагаемой инструментом Google Analytics, можно проверить, сколько в среднем пользователи проводят на сайте и насколько высок показатель, или процент отказов.
После входа в панель GA в меню слева нужно выбрать «Acquisition whole movement channels». Среди ряда других данных есть два показателя, представляющих интерес. На данном этапе имеется возможность детализации отдельных каналов привлечения пользователей (социальные сети, органический трафик, трафик, направленный с других сайтов в сети).
Почему такая плохая статистика?
Если в статистике есть высокий процент отказов, достигающий 95 или даже 100%, а среднее время, проведенное на сайте, составляет всего несколько секунд или полный ноль, то, безусловно, это трагедия. На что это указывает?
Причин этому может быть несколько и, что важно, не все они связаны с тем, что сайт безнадежен, поэтому не стоит сразу сдаваться. Нужно проанализировать каждый из вариантов.
Спам в Google Analytics
Каждый сайт уязвим для спам-атаки, которая нарушает статистику в GA. В двух словах, на первый взгляд все выглядит хорошо – владелец сайта заходит в Google Analytics и радуется большому количеству пользователей. Проблема начинается, когда он понимает, что трафик, который видит в аналитике, фальшивый и не показывает никакого времени, проведенного на сайте, и что предполагаемые пользователи, начавшие бомбардировать сайт, никогда не переходили ни на одну страницу сайта. Звучит знакомо? Возможно, эта проблема у многих.
Плохо проработанная внутренняя перелинковка/неинтуитивное меню
Еще одной причиной, которая существенно влияет на время, проведенное на сайте, и показатель отказов, является вопрос внутренней навигации на сайте. Существует причина, по которой хорошо оптимизированный сайт имеет внутреннюю перелинковку в контенте (возможно, пользователь, заинтересовавшийся темой, захочет прочитать связанный материал). Другая причина – меню, которое, особенно в мобильных версиях, иногда скрыто или полностью отключено. В результате пользователь, зашедший на сайт, даже если бы он хотел, не имеет возможности перейти по ссылке. Таким образом, за неимением других вариантов, он уходит, оставляя в статистике показатель отказов в 100%.
Для того чтобы проверить, куда на сайте, говоря разговорным языком, уходит трафик, после входа в Google Analytics (если не установлены цели конверсии), надо выбрать в левом меню пункт «Получатели > Сравнительный анализ > Поток пользователей». Представленный модуль показывает, как ведут себя пользователи, зашедшие на сайт – переходят ли они дальше, если да, то на какие подстраницы, и в какой момент они отказываются от дальнейшего чтения. Если одна из подстраниц часто является страницей выхода, возможно, стоит подумать об ее оптимизации?
Что на самом деле говорит статистика Google Analytics?
Не стоит забывать, что статистика, видимая в панели Google Analytics, – это лишь данные, представленные алгоритмом этого инструмента. Как и в случае с различными типами устройств, они не всегда верны на 100%. Например, люди, которые используют AdBlock в своих браузерах, иногда не попадают в статистику Google Analytics. Кроме того, неправильно вставленный код UA может привести к неправильному считыванию данных. Например, код UA размещается перед закрытием раздела Body вместо раздела Head – что в случае длительной загрузки страницы создает риск того, что пользователь будет переходить между подстраницами еще до завершения посещения.
Очень важно правильно читать то, что говорят собранные данные. Как GA рассчитывает среднюю продолжительность сеанса пользователя на странице? Это время, прошедшее с момента перезагрузки одной страницы до следующей. Если пользователь проводит на странице 10 минут, а затем переходит на другую подстраницу, но не находит там ничего интересного и сразу уходит, то среднее время составляет 5 минут. Если пользователь не переходит по ссылке, время может быть 0:00 минут. Поэтому даже если разместить на странице самую интересную статью в мире, которая полностью заполняет заданную тему, и интернет-пользователю не придется кликать дальше, потому что вся тема уже исчерпана, время, проведенное на странице, все равно будет малым. Аналогично, процент отказов – ведь пользователь отказался от посещения сайта, не кликнув больше нигде.
Плохой показатель отказов и среднего времени, проведенного пользователем на сайте, не означает конец света. Определенные меры по оптимизации могут побудить пользователей проводить больше времени на сайте, но иногда, как в случае с одностраничными сайтами, это бесполезно. Самое главное, как и всегда в жизни, сохранять спокойствие и хладнокровие.